История авиации
История авиации
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение
Санто рикуса




Рапорт N: 1624
Самолёт: А6М2
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:45. Заголовок: Самолеты поля боя (продолжение)


В.И.Перов, О.В.Растренин
Самолеты поля боя
Восточный
фронт(1941-45 гг.)
(Продолжение. Начало в АиК №№3-6,8-12/2001 г., 8-11/2002 г.)

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Санто рикуса




Рапорт N: 1625
Самолёт: А6М2
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:47. Заголовок: Re:


Находясь под впечатлением успехов и неудач "мессершмиттов" и "хенше-лей" как самолетов поля боя, немецкое командование в декабре 1942 г. приня¬ло решение о срочной реорганизации всех эскадр непосредственной поддер¬жки войск и перевооружении их на авиатехнику, лучшим образом отвеча¬ющую требованиям войны и произво¬дящуюся на германских авиазаводах в достаточных количествах.
По мнению известного немецкого бо¬евого летчика командира II./StG2 май¬ора Купфера, основной боевой задачей "оптимального" самолета-штурмовика должна быть борьба с прорывающими¬ся танковыми колоннами. Для этого Купфер предложил уничтожать не столько сами танки, сколько более уяз¬вимые от ударов с воздуха колонны с топливом, боеприпасами и запчастями.
Решение этой задачи вполне было под силу скоростному самолету-штур¬мовику, вооруженному 20-мм пушками, вполне обеспечивавшими необходимую вероятность поражения (выведения из строя) легкобронированных и неброни¬рованных целей.
Скоростной штурмовик должен был иметь небольшие размеры, быть одно¬местным (недостаток летных кадров в люфтваффе становился критическим) и обладать высокой вертикальной и го¬ризонтальной маневренностью для по¬строения эффективного противозенит¬ного маневра. Максимальный калибр авиабомб, используемых скоростным штурмовиком, не должен превышать 250 кг - целями, неуязвимыми для та¬ких бомб, должны заниматься бомбар¬дировщики. Кроме того, считалось, что скорость и маневренность штурмовика позволят при выполнении боевых за¬дач обойтись без истребительного со¬провождения.
Лучшим кандидатом на роль скоро¬стного штурмовика в условиях неспо¬собности германской авиапромышлен¬ности быстро создать специальный бро¬нированный скоростной самолет-штур¬мовик оказался истребитель Fwl90. Сыграло роль и то, что уже были раз¬работаны заводские модификации U1 и U3, позволявшие переоборудовать стан¬дартный истребитель в истребитель-бомбардировщик.
В соответствии с концепцией Э.Купфера в конце 1942 г. появился первый "фокке-вульф" - штурмовик - Fwl90F~ 1, а весной 43-го - вариант F-2. Оба варианта представляли собой переобоз¬наченные Fwl90A-4/U3 и A-5/U3 со¬ответственно. С лета 1943 г. в серию "пошел" самый массовый вариант удар¬ного "фоккера" - F-3. В марте 1944 г. началось производство серии F-8.
Вооружение Fwl90F состояло из двух фюзеляжных пулеметов MG17, двух синхронных крыльевых пушек MG151/ 20 и бомбового вооружения в составе четырех 50-кг на фюзеляжном бомбо¬держателе ETC 501 с переходником ER4 и двух бомб до 250 кг на подкрыльевых держателях. На ETC 501 можно было подвешивать одну 500-кг бомбу SC500, На F-2 был немного улучшен обзор из кабины пилота вперед-вниз, на недо¬статок которого жаловались пилоты первых серий, а на F-3 держатель ETC 501 приспособлен для подвески допол¬нительного бензобака. Серия F-8 отли¬чалась от собратьев фюзеляжными пу¬леметами MG13I калибра 13 мм и ус¬тановкой четырех подкрыльевых дер¬жателей ETC 50 под 50-кг бомбы SC50.
Бронирование ударных Fwl90F в сравнении с чистыми истребителями было усилено - общий вес бронедета-лей на самолете вырос до 310 кг (по данным НИИ ВВС КА).
На моторе устанавливалось переднее бронекольцо толщиной 5 мм (в пере¬счете на советскую броню АБ-1 - 3,3 мм), сделанное по габариту мотора с загибающимся внутрь передним краем. За ним устанавливался короткий ци¬линдр из брони толщиной 3 мм (АБ-1 -2 мм), по форме совпадающий с капо¬том мотора. Эти два бронекольца за¬щищали маслобак, частично мотор и усиливали защиту летчика спереди. На нижней поверхности фюзеляжа, начи¬ная от броневых колец на моторе и до заднего обреза кабины летчика, уста¬навливались 18 бронеплит различной формы толщиной 5 мм (АБ-1 - 3,3 мм) и под мотором - 6 мм (АБ-1 - 4 мм), в том числе два броневых щитка шасси.
Спереди летчика защищало пулес¬тойкое стекло толщиной 57 мм (в пере¬счете на советское бронестекло типа К-4 - 40,7 мм), расположенное под углом 30" к продольной оси самолета. Кроме этого, за головой летчика устанавли-
вался 12-мм бронезаголовник (АБ-1 -8 мм), сдвигающийся назад вместе с подвижной частью фонаря кабины. В свою очередь, боковины фонаря каби¬ны выполнялись из 30-мм бронестекла (К-4 - 21,4 мм).
Защита летчика сзади обеспечива¬лась также бронеплитой толщиной 8 мм (АБ-1 - 5,3 мм), несколько изогнутой в горизонтальной плоскости, и следующей за ней бронеперегородкой, составлен¬ной из четырех отдельных 5-мм бро¬неплит (АБ-1 - 3,3 мм).
В каждой эскадре немецкое коман¬дование планировало иметь три груп¬пы, вооруженных Fwl90 в варианте ис¬требителя-штурмовика, и одну специ¬альную противотанковую эскадрилью на Hsl29B.
Считалось, что именно такое соче¬тание боевых сил позволит серьезно по¬высить эффективность непосредствен¬ной авиационной поддержки войск, как в обороне, так и в наступлении.
Командующий 4-м ВФ генерал-оберст фон Рихтгофен 16 января 1943 г. вышел с предложением продолжить оснащение штурмовых авиагрупп полу-торапланом Hsl23 и с этой целью во¬зобновить его серийный выпуск. Спо¬собность "работать" с коротких непод¬готовленных площадок и "умение" этого "хеншеля" выполнять атаки как с пи¬кирования, используя бомбы крупного калибра, так и с предельно малых вы¬сот пулеметно-пушечным огнем или мелкими осколочными бомбами, по мне¬нию генерала, являлись именно теми ка¬чествами, которые необходимы самолету поля боя в сложившихся условиях боев на восточном фронте. Обладая прилич¬ной маневренностью на малых высотах, имея мотор воздушного охлаждения и прочную цельнометаллическую конст¬рукцию, сто двадцать третий "хен-шель", несмотря на отсутствие сильно¬го бронирования, показывал высокую боевую живучесть на фронте. Напри¬мер, средний налет на одну боевую по¬терю Hsl23 из Sch.G.l в мае-июне 1942 г. составил около 78 самолето-вылетов, что почти в 2 раза превышало таковой показатель для истребителя-бомбарди¬ровщика Bfl09E-4/B и примерно в 4 раза - для бронированного Hsl29B.
Однако оказалось, что вся оснастка и оборудование, необходимые для серийного производства Hsl23, уже были разобраны и уничтожены.
Интересно отметить, что и советс¬кие И-153 и И-15бис, также имевшие моторы воздушного охлаждения и об¬ладавшие высокой маневренностью на низких высотах, несмотря на смешан¬ную конструкцию, показывали прилич¬ную боевую живучесть, которая в 1941-43 гг. в среднем составила 57 самоле¬то-вылетов на один потерянный в бою самолет.
Надо сказать, фон Рихтгофен не был первым, кто пришел к выводу о целе¬сообразности использования в боевом составе авиации специального самоле¬та, способного одинаково хорошо бом¬бить с пикирования и штурмовать цели непосредственно на поле боя.
В мае 1940 г. советский авиаконст¬руктор С. А. Кочеригин предложил и затем строил многоцелевой бронирован¬ный пикировщик-штурмовик ОПБ с мо¬тором М-90 (позже с М-89 и АМ-37), полностью отвечавший требованиям не¬мецкого генерала к самолету поля боя и превосходивший по всему комплексу летно-боевых показателей немецкий Hsl23.
Вооружение ОПБ в варианте с мо¬тором АМ-37 состояло из двух синхрон¬ных 12,7 мм пулеметов БС (боекомп¬лект 400 патронов) и двух пулеметов ШКАС (боекомплект 1500 патронов). В перегрузку под крылом могли разме¬щаться две пушки калибра 20-23 мм. Предусматривалось использование трех бомбодержателей (два под крылом и один в фюзеляжном бомбоотсеке), ко¬торые обеспечивали бомбометание с пи¬кирования. В фюзеляжном бомбоотсе-ке на параллелограмме могла подвеши¬ваться одна из бомб следующего типа: ФАБ-500, БРАБ-500. ФАгЗ-250, БРАБ-200, БЕТАБ-150. Подкрыльевые держа¬тели обеспечивали подвеску авиабомб калибра 100 и 250 кг. Предусматрива¬лась возможность установки ракетных орудий РО-82.
Максимальная скорость полета ма¬шины по проекту у земли 462 км/ч, на высоте 7000 м - 580 км/ч. Время набо¬ра высоты 5000 м - 6,8 минут. Даль¬ность полета - 960 км (с дополнитель¬ным бензобаком 1560 км).
Анализируя боевые возможности ОПБ, можно с уверенностью сказать, что кочеригинский пикировщик-штур¬мовик имел все шансы стать оптималь¬ным самолетом поля боя применитель¬но к условиям боев 2-й Мировой войны как боевая машина, сочетающая в себе качества пикирующего бомбардировщи¬ка и самолета-штурмовика - точность бомбовых ударов и способность "утю¬жить" позиции противника под интен¬сивным огнем средств ПВО. Самолет довольно хорошо отвечал требованиям, предъявляемым к авиации при реше¬нии боевых задач как в глубокой на¬ступательной, так и в глубокоэшелони-рованной оборонительной операциях.
Остается только сожалеть, что такая интересная и нужная для ВВС и Крас¬ной Армии машина не была реализова¬на
Надо сказать, С. А. Кочеригин, по¬жалуй, был первым, кто четко придер¬живался концепции использования в ка¬честве самолета поля боя истребителя-бомбардировщика и истребителя-штур¬мовика. Под его руководством в 1939 г. был разработан проект скоростного мно¬гоцелевого штурмовика ОБШ (ОКБ-3), который по своим данным был очень близок к требованиям концепции Куп-фера, особенно при использовании мо¬торов М-82 и М-82ИР.
Расчеты показывают, что при ис¬пользовании моторов М-82 или М-82ИР кочеригинский ОБШ с усиленным бро¬нированием и вооружением (две пуш¬ки ВЯ-23, 200 кг) вполне мог соста¬вить серьезную конкуренцию ильюшин-скому штурмовику Ил-2 АМ-38, пре¬восходя последний практически по всем летно-техническим и боевым характе¬ристикам и имея при этом более живу¬чий в бою мотор.
При полетной массе 3800 кг макси¬мальная скорость ОБШ М-82 (М-82ИР) у земли составляла - 431 (479 - на фор¬саже) км/ч, а на высоте 2000 (2600) м - 501 (510 - на форсаже) км/ч. Высоту 2000 м ОБШ М-82 набирал бы в 1,5 раза быстрее, чем Ил-2 АМ-38. Взлет¬но-посадочные свойства машины так¬же ожидались лучше.
К марту 1943 г. большая часть эс¬кадрилий Sch.G.l получила Fwl90F-l и F-2. Все оставшиеся и все вновь при¬бывшие на пополнение Hsl29B были распределены между 4-й и 8-й эскад¬рильями, штат которых был увеличен с 12 до 16 машин. Hsl23 продолжали ос¬таваться на вооружении 7-й эскадри¬льи.
Эскадрильи второй эскадры непос¬редственной поддержки войск Sch.G.2. сформированной в ноябре 1942 г., име¬ли примерно такой же состав боевых сил: на вооружении 4.(Pz.)/Sch.G.2 и 8.(Pz.) /Sch.G.2 стояли бронированные "хеншсли". и остальных эскадрилий -штурмовые "фокке-вульфы".
На вооружение эскадр пикирующих бомбардировщиков стали поступать "юнкерсы", приспособленные для на¬несения бомбоштурмовых ударов с ма¬лых высот.
В конце 42-го появляется штурмо¬вая модификация Ju87D-3, в начале 43-го - Ju87D-5. Штурмовики имели до¬вольно слабое наступательное (2 пуле¬мета калибра 7,92 мм MG17 у D-3, и 2 пушки MG151/20 у D-5) вооружение. Действуя в качестве штурмовиков, "юн¬керсы" чаще всего использовали дере¬вянные контейнеры на 92 осколочные 2-кг авиабомбы типа SC2, которые были малоэффективными по защищенным целям. Кроме них применялись авиа¬бомбы и большего калибра: 500 и 250 кг.
Бронирование Ju-87D оставляло же¬лать лучшего. Летчик защищался сза¬ди вертикальной бронеплитой толщи¬ной 8 мм, с боков, снизу и спереди - 4-мм броней. Сиденье выполнялось из 4-мм брони, заголовник - из 10-мм бро¬ни. В пересчете на советскую броню АБ-1 указанные бронелисты были эквива
лентны советской броне толщиной - 5,3 мм, 2,7 мм, 6,7 мм.
Козырек фонаря кабины выполнял¬ся из бронестекла толщиной 60 мм, что в пересчете на советское бронестекло было эквивалентно броне толщиной около 43 мм.
Позади мотора по бокам фюзеляжа устанавливались две фигурные 5-мм бронеплиты (АБ-1 - 3,3 мм), между ко¬торыми в полу кабины находилось не¬больших размеров окно для наблюде¬ния вниз из кабины летчика, которое, однако, полностью закрывалось бомбой при подвеске ее под фюзеляжем. Эти бронеплиты частично защищали летчи¬ка и маслобак.
Бронезащита воздушного стрелка была еще хуже и включала вертикаль¬ную бронеплиту толщиной 8 мм с 5-мм боковинками (АБ-1 - 5,3 мм и 3,3 мм, соответственно), бронированный 5-мм пол (АБ-1 - 3,3 мм) и выпуклый броне¬колпак, состоящий из двух симметрич¬ных боковых 8-мм бронеплит (АБ-1 -5,3 мм) и верхней 5-мм бронеплиты (АБ-1 - 3,3 мм), вмонтированных в по¬толок экранированной полутурели.
Водорадиаторы защищались сверху и снизу 4-мм плоскими бронелистами (АБ-1 - 2,7 мм), а спереди и сзади -бронестворками, также толщиной 4 мм (АБ-1 - 2.7 мм). Маслорадиаторы при¬крывались броней только снизу - вмон¬тированной в нижнюю крышку капота 4-мм бронеплитой (АБ-1 - 2.7 мм).
Водопроводы на всем пути от мото¬ра к радиатору защищались спереди вертикальными 5-мм броне плита ми (АБ-1 - 3,3 мм), установленными в пе¬редней кромке центроплана, вертикаль¬ными 5-мм бронеплитами (АБ-1 - 3,3 мм), расположенными в центроплане в месте отъема крыла, и далее тремя го¬ризонтальными 5-мм бронелистами (АБ-1 - 3,3 мм) под трубопроводом.
Центропланные бензобаки прикры¬вались от стрелкового огня и осколков зенитных снарядов 5-мм бронеплитами (АБ-1 - 3,3 мм), установленными спе¬реди и с внешнебортовой стороны ба¬ков.
Общий вес брони на "восемьдесят седьмом" - около 200 кг (по данным НИИ ВВС КА).
Анализ схемы бронирования "юнкер-са" показывает, что попытка немецких конструкторов обеспечить как можно большую, по сравнению с другими са¬молетами люфтваффе, угловую защи¬щенность экипажа пикировщика-штур¬мовика в задней полусфере успехом все же не увенчалась. Схема бронирования машины не соответствовала условиям воздушных боев того периода.
Вертикальная 8-мм бронеплита стрелка, так же как и 8-мм бронестен-ка летчика, в типовых условиях боев "не держали" 20-мм бронебойные сна¬ряды к советской пушке ШВАК, не го¬воря уже о снарядах к пушке ВЯ-23 и бронебойных 12,7-мм ПУЛЯХ К пулеме¬ту УБ.
Бронирование экипажа с боков и сни¬зу, а бензобаков, водо- и маслорадиа-торов также и сверху не обеспечивало
защиту как от осколков зенитных сна¬рядов, так и крупнокалиберных пуль. Мотор жидкостного охлаждения совер¬шенно не был защищен броней...
Броня Ju87D обеспечивала защиту экипажа и прикрываемых броней жиз¬ненно важных систем самолета только от бронебойных пуль нормального ка¬либра (типа Б-30) при условии, что стрельба ведется с дистанции до 400 м, а угол встречи с броней не превышает 15-20".
Бронирование Ju87B было значитель¬но хуже бронирования "юнкерсов"-штурмовиков.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Санто рикуса




Рапорт N: 1626
Самолёт: А6М2
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:47. Заголовок: Re:


В рекомендациях НИИ ВВС КА лет¬чикам строевых частей по ведению воз¬душного боя с Ju87 отмечалось, что наи¬более уязвимыми местами немецкой ма¬шины являются: экипаж, расширитель¬ный бачок, установленный с левой сто¬роны мотора, воздушный радиатор и топливный насос, установленные сни¬зу мотора, непротектированный доба¬вочный маслобак, размещенный сверху мотора, маслобак, установленный за противопожарной перегородкой впере¬ди кабины пилота, а также имеющие большую площадь центропланные и консольные (непротектированные) бен¬зобаки.
Ситуацию усугубляли недостаточные углы обстрела (без учета затенения эле¬ментами хвостового оперения самоле¬та: по горизонту - 45", в вертикальной плоскости: вверх - 60", вниз - 15°) и мощь огня оборонительной установки спарки пулеметов нормального калиб¬ра MG81 "восемьдесят седьмых". По по¬казаниям немецких пленных, пользо¬ваться турелью было крайне сложно.
Оценки показывают, что примени¬тельно к сложившимся условиям боев на восточном фронте в период 1943-45 гг. вероятность боевого успеха одиноч¬ного Ju87D-5 в одном боевом вылете при поражении советской техники могла со¬ставлять: средних танков - 0,007; лег¬ких танков всех типов - около 0,024: бронемашины - 0,13; автомашины -0,22; артиллерии на позиции - 0,07; пе¬реправы (наплавной мост типа ТПМ) -0,08.
Напомним, что вероятность боевого успеха штурмовика при выполнении бо¬евой задачи по уничтожению наземной цели представляет собой произведение вероятности поражения штурмовиком цели в одном боевом вылете, вероятно¬сти для штурмовика долететь до цели и не быть перехваченным и сбитым ис¬требителем противника и вероятности не быть сбитым огнем зенитной артил¬лерии противника на подлете к цели и над целью.
Помимо реорганизации штурмовых эскадр, немецкое командование пред¬приняло ряд кардинальных мер по по¬вышению противотанковых свойств сво¬ей авиации непосредственной поддер¬жки войск.
В конце 1942 г. в испытательном цен¬тре люфтваффе в Рехлине была сфор¬мирована специальная "противотанко¬вая команда" (Panzerjagd-kommando), в задачу которой входило испытание но
вых образцов противотанкового авиа¬ционного вооружения и отработка эф¬фективной тактики борьбы с танками. В феврале 1943 г. в Рехлине успеш¬но прошел испытания Hsl29B-2, модер¬низированный по опыту боевого исполь¬зования своего предшественника. Но¬вый "хеншель" был вооружен 30-мм пушкой МК103, которая имела большую скорострельность, чем МК101 (420 вы¬стрелов в минуту против 240). Боеком¬плект к пушке был увеличен до 100 сна¬рядов.
За счет большей скорострельности МК103 обеспечивалась несколько боль¬шая вероятность поражения наземных целей.
Расчеты показывают, что примени¬тельно к сложившимся условиям бое¬вого применения Hsl29B-2 с пушкой М К103 в период 1943-45 гг. вероятность боевого успеха одиночного "хеншеля" в одном боевом вылете при поражении советской техники могла составлять: средних танков - 0,02; легких танков всех типов - около 0,05; бронемашины - 0,09; автомашины - 0,14; артиллерия на позиции - 0,03; переправы (наплав¬ной мост типа ТПМ) - 0,002.
Этот результат лучше, чем при ис¬пользовании пушки МК101, но все рав¬но нельзя признать высоким и соответ¬ствующим требованиям войны.
Отметим, что уже на фронте с на¬ступлением холодов выяснилось, что пушки МК103, так же как и МК101, совершенно не выносят морозов и от¬казывают. Надежность автоматики пушки также оставляла желать много лучшего. По этим причинам пилоты "хеншелей" вынужденно использовали в бою противотанковые кумулятивные авиабомбы SD4. Но в связи с их не¬большим количеством на борту эффек¬тивность боевых вылетов Hsl29B была небольшой.
Примерно в это же время с целью повышения эффективности стрельбы по бронетанковой технике немцы пытались использовать на Hsl29B-2 пулеметы MG151/15 калибра 15 мм, в боекомп¬лект которых входили бронебойные пули с вольфрамовым углеродистым сердечником. Предполагалось, что ус¬тановка на "хеншель" крупнокалибер¬ных "маузеров" обеспечит значитель
ное повышение вероятности поражения танков противника в бою, по сравне¬нию с результатом, получаемым круп¬нокалиберными пушками. Расчет стро¬ился на лучших бронепробивных свой¬ствах специальной 15-мм бронебойной пули (с дистанции 100 м при угле встре¬чи с броней 0 пуля пробивала бронеп-литу толщиной 49 мм), меньшей отда¬чи при стрельбе в воздухе и большей скорострельности пулемета MG151/15. Однако, судя по имеющимся сведени¬ям, пуля успеха все же не имела.
Одновременно с новым вариантом бронированного "хеншеля" в испыта¬тельный центр в Рехлине поступили и три Ju87D-3, главной особенностью ко¬торых являлась установка под крылом двух 37-мм пушек ВК 3.7 с боекомп¬лектом по 12 снарядов. Крыльевые пу¬леметы и бомбовое вооружение отсут¬ствовали. Бронирование самолета было ослаблено. В отличие от стандартного Ju87D-3 на противотанковом "юнкер-се" отсутствовало бронирование стрел¬ка, центропланных бензобаков и водо-радиатора. Толщина задней бронеспин¬ки летчика была увеличена до 20 мм. В остальном бронирование машины оста¬лось без изменений. Штурмовик полу¬чил обозначение Ju87G-l.
На испытаниях Ju87G-l показал себя медлительным и очень неповоротливым, что в сочетании с уменьшенным бро¬нированием и слабым оборонительным вооружением делало машину идеальной мишенью для истребителей. Макси¬мальная скорость самолета снизилась на 30-40 км/ч. Ju87G-l уже не пикировал (хотя на проходивших испытания опыт¬ных машинах имелись тормозные щит¬ки), атака целей производилась с пла¬нирования под углами не более 10-12°. Кроме этого, по показаниям пленных немецких летчиков ввод в планирова¬ние был затруднительным. Затрудни¬тельным было и прицеливание вслед¬ствие плохой путевой устойчивости са¬молета, обусловленной аэродинамичес¬ким влиянием пушечных установок, большими разнесенными массами (вес одной пушки с лафетом, без учета веса магазина и снарядов, 473 кг) и возрос¬шим полетным весом.
Пушки ВК 3.7 имели довольно не¬высокую скорострельность и низкую на-
дежность автоматики. По немецким данным пушка имела скорострельность до 70 выстрелов в минуту. Однако по данным НИИ ВВС КА вследствие не-доведенности автоматики пушки ее бо¬евая скорострельность ограничивалась в среднем одним выстрелом в две се¬кунды. Низкая же практическая скоро¬стрельность самих пушек приводила и к весьма ограниченному числу выстре¬лов (не более двух) в одной атаке.
Положение усугублялось еще и силь¬ной отдачей пушек при стрельбе в воз¬духе и спецификой размещения их на машине. Вследствие этих причин штур
мовик испытывал сильный пикирующий момент и возникала раскачка самолета в продольной плоскости при стрельбе в воздухе. Удерживание линии визирова¬ния на цели во время стрельбы по на¬земным целям и ввод поправок в при¬целивание было очень сложной задачей и практически невыполнимой. Поэто¬му прицельным мог быть только пер¬вый выстрел.
В то же время подкалиберный сна¬ряд к ВК 3.7, имея при стрельбе в воз¬духе начальную скорость около 1170 м/ с (по данным НИИ ВВС КА), с дистан¬ции до 400 м мог пробить советскую
танковую броню толщиной до 52 мм при угле встречи 0". Бронебойный снаряд из боекомплекта к этой пушке таким ре¬зультатом похвастаться не мог - с 400 м при угле встречи 0° снаряд пробивал только 40-мм броню и "тридцатьчетвер¬ки" всех типов не поражались при ата¬ках с любого направления...
Казалось бы, Ju87G-l - эффектив¬ное средство поражения советских "тридцатьчетверок". В действительно¬сти же все оказалось несколько иначе.
Анализ схемы бронирования советс¬кого среднего танка Т-34-76 и возмож¬ностей немецкой пушки ВК 3.7 пока¬зывает, что при углах планирования Ju87G-l около 5-10"подкалиберный сна¬ряд к пушке мог пробить 52 мм броню башни "тридцатьчетверки" только при стрельбе с дистанции не более 180 м, а бортовую 40-мм броню - не более 400 м. Однако время ведения эффективной стрельбы составляло 1,3 сек и 4,4 сек соответственно (минимально допусти¬мая высота для маневра на выводе 15-20 м, дистанция прекращения огня око¬ло 90 м). То есть "эффективным" при поражении башни мог быть лишь один снаряд, а при поражении борта - мак¬симум два снаряда. Но попасть в уяз¬вимые части танка, учитывая их малые площади, хотя бы и одним выстрелом, не так просто, как кажется. В то же время одного-двух попаданий с проби¬тием брони, как известно, не достаточ¬но для надежного выведения танка из строя.
Поражение танка Т-34-85, имевше¬го усиленное бронирование, при атаке с боку (борт - 45 мм, башня - 75 мм) не обеспечивалось при любых дистанциях стрельбы. При атаке сзади поражение Т-34-85 было возможным только в слу¬чае попадания снаряда в заднюю часть башни (толщина брони 52 мм) с дис¬танций до 400 м.
Надмоторная броня и броня крыши башни советских "тридцатьчетверок" всех типов поражалась подкалиберным снарядом к пушке ВК 3.7 при стрельбе с 300 м только при углах пикирования не менее 30°. При углах планирования до 10" стрельба с любых дистанций да¬вала сплошные рикошеты.
Оценки показывают, что в реальных боевых условиях вероятность пораже¬ния среднего советского танка Т-34 в одном заходе при стрельбе подкалибер¬ными снарядами из пушек ВК 3.7 (ата¬ка сбоку, угол планирования 5-10°, ди¬станция открытия огня 300-400 м) при самом лучшем "раскладе" не могла пре¬высить 0,02-0,03. Это означает, что для гарантированного поражения советской "тридцатьчетверки" на поле боя требо¬вался наряд сил в полсотни Ju87G...
То есть успешное применение пу¬шечного Ju87G на поле боя было воз¬можным лишь в руках высококлассно¬го пилота и только в условиях слабого зенитного и истребительного противо¬действия.
Несмотря на целый "букет" недо¬статков Ju87G-l, испытания были при¬знаны успешными, и был сделан вывод о целесообразности его боевого исполь¬зования.
После завершения испытаний с пу¬шечных "юнкерсов" сняли бомбодержа¬тели и сформировали специальную про¬тивотанковую группу "Panzerversuchs-kommando" во главе с гауптманом Штеппом для проведения войсковых ис¬пытаний на фронте.
В феврале 1943 г. в Хортице в со¬ставе 4-го ВФ была сформирована спе¬циальная противотанковая группа "Weiss" под командованием оберст-лей-тенанта Вейсса, на вооружении кото¬рой стояли только Hsl29B.
В апреле-мае группа "Weiss" и "Panzerversuchskommando" приняли участие в боях на Кубани, где практи¬чески проверялись отработанные на по¬лигоне тактические приемы борьбы с со¬ветскими танками и способы организа¬ции тесного взаимодействия с назем¬ными войсками.
По результатам "работы" противо¬танковых авиагрупп был сделан вывод, что при условии низкой эффективнос¬ти одиночных бронированных "хенше-лей" какой-либо реальный эффект на поле боя можно получить только в слу¬чае массированного применения этих штурмовиков на узких участках фрон¬та на танкоопасных направления. Было решено создать специальную противо¬танковую авиагруппу FuPz на Hsl29B, а в составе каждой эскадры пикиров¬щиков - формировать отдельные про¬тивотанковые эскадрильи на Ju87G. При этом в FuPz включались все имеющие¬ся в наличие противотанковые эскад¬рильи из 1-й и 2-й эскадр непосред¬ственной поддержки войск.
Переоборудование серийных Ju87D-3 в вариант G-1 производилось в стро¬евых частях и выполнялось таким об¬разом, чтобы оставалась возможность вернуть машинам их первоначальный облик. На всех машинах тормозные щитки отсутствовали, но кронштейны их крепления оставались. Всего подоб¬ным образом было переделано около 100 машин.
Кроме G-1, непосредственно на се¬рийных авиазаводах в 1943-44 гг. вы¬пускалась противотанковая модифика¬ция Ju87G-2, также с двумя пушками ВК 3.7. Базовой машиной для них по¬служил вариант Ju87D-5, поэтому Ju87G-2 отличался от модификации G-1 увеличенным размахом крыла. Тор¬мозные щитки и кронштейны их креп¬ления отсутствовали на всех машинах. Часть машин в варианте G-2 сохрани¬ла 20-мм крыльевые пушки MG151/20, на других - пушки снимались. Основ¬ным назначением пушек была пристрел¬ка перед открытием огня из ВК 3.7. Всего было выпущено 208 самолетов этого типа.
В преддверии крупных танковых боев в районе Курского выступа FuPz была переброшена на аэродром Микояновка в 20 км северо-западнее Харькова. На¬кануне ненецкого наступления в четы¬рех эскадрильях противотанковой груп¬пы имелось 60 боеспособных Hsl29B-l и В-2.
В начале июля 43-го с целью обес¬печения эффективной авиационной под¬держки войск в операции "Цитадель" было сформировано специальное "Бое-
вое соединение Купфер", в состав ко¬торого вошли l./StG3, H./StG77 и груп¬па истребителей-бомбардировщиков III./JG3. Кроме того, к боям под Курс¬ком привлекались StG 1, III./StG3, StG2, 1. и IlI./StG77 и Sch.Gl.
Противотанковые Ju87G-l состояли на вооружении всего ДВУХ эскадрилий - 10.<Pz)/StG2 и 10.(Pz)/StGl.
По немецким данным, на начальной фазе сражения немецким противотан¬ковым "хеншелям" и "юнкерсам" уда¬лось достичь серьезных успехов.
Так, один из наиболее известных лет¬чиков люфтваффе командир 10.(Pz)./ StG2 гауптман Рудель уже в первый день сражения, 5 июля, заявил об унич¬тожении 12 советских танков. Причем 4 танка, по его словам, были уничто¬жены в первом боевом вылете. Всего же немецкие пилоты заявили об уничто¬жении в этот день 64 танков Красной Армии.
7 июля 1943 г. пилоты StG77, StG2 и
Sch.Gl доложили об уничтожении 44
танков, 20 орудий и около 50 автома¬
шин.
8 течение 8 июля пилоты этих же
эскадр и противотанковой группы FuPz
уничтожили и повредили 88 танков, 5
артиллерийских и 3 зенитных орудий,
2 установки гвардейских минометов
БМ-13 и около 40 автомашин. Причем
более 80 единиц советской бронетехни¬
ки из этого числа было уничтожено и
повреждено Hsl29B из состава FuPz.
Отметим, что заявления немецких пилотов об уничтожении большого ко¬личества советских танков, как, впро¬чем, и других наземных целей, обычно не подтверждались ничем, кроме их соб¬ственных слов. На большинстве само¬летов кинофотопулеметы отсутствова¬ли, а если и были, то фиксировали не столько результат действия, сколько попадания снарядов в танк.
Как и следовало ожидать, реальные потери советских танкистов от бомб и артогня немецкой авиации в действи¬тельности оказались значительно скром¬нее, чем это отражается в докладах не¬мецких пилотов.
Так, по данным штаба советской 1-й танковой армии Воронежского фрон¬та, против которой действовали проти¬вотанковые эскадрильи "хеншелей" из FuPz, боевые безвозвратные потери в танках Т-34 от воздействия авиации в целом в период с 5 по 20 июля 1943 г. составили всего 7 машин, или 1,6% всех потерь "тридцатьчетверок". Кроме это¬го, от артогня и бомб люфтваффе ар¬мия потеряла около 30 легких танков Т-60 и Т-70.
Боевые потери танковых соединений и частей Центрального фронта от бом-боштурмовых ударов немецкой авиации за июль-август 1943 г. составили 187 выведенных из строя танков и САУ всех типов, или 6,3% всех потерь. Исходя из имеющейся статистики распределе¬ния боевых потерь, можно предполо¬жить, что из этого числа примерно 70 танков составили безвозвратные поте¬ри.
В дальнейшем Hsl29B и Ju87G-l продолжали "громить" советские тан¬ки и САУ и нести при этом значитель-
ные потери.
Так, эскадрильи FuPz за 11 дней боев безвозвратно потеряли 30% своего пер¬воначального состава. К середине ав¬густа в составе группы насчитывалось около двух десятков "хеншелей".
Положение дел в эскадрах пикиров¬щиков наглядно характеризует призна¬ние командира SiG2 оберст-лейтенанта Э.Купфера, который писал: '7и-87 больше нельзя использовать ни на одном фронте, даже на Востоке. На¬пример, моя эскадра за восемь меся¬цев потеряла 89 экипажей. В пере¬счете на год это соответствует 100-процентному обновлению летного со¬става. Если так будет продолжать¬ся еще год, результатом будет пол¬ный конец штурмовых частей... У меня есть эскадрильи с одним само¬летом на вооружении. ...Мы должны как можно скорее, я бы сказал немед¬ленно, начать перевооружать части с Ju87 на Fwl90. Ситуацию с лич¬ным составом штурмовых частей можно определить как "последний парад". С 5 июля /943 г. я потерял двух командиров эскадр, шесть коман¬диров эскадрилий и двух адъютантов групп, каждый из которых совершил более 600 боевых вылетов. Такой опыт уже не заменить... Мы не мо¬жем позволить себе терять тех не¬многих, кто остался..."
Пытаясь сдержать советское танко¬вое наступление, немецкое командова¬ние проводило мощные контратаки крупными силами танков и мотопехо¬ты при поддержке авиации, но все бе¬зуспешно. В вермахте началась танко¬вая паника, напоминавшая состояние некоторых частей Красной Армии в 1941 г.
В ночь на 21 сентября 1943 г. пере¬довые части 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта, а позже и часть сил 40-й и 47-й армий, сходу фор¬сировали Днепр и закрепились на зах¬ваченных плацдармах в районе Вели¬кого Букрина. Успехом завершились крупные бои на участке Степного фрон¬та при форсировании Днепра частями 7-й гвардейской армии в районах Днеп-ровокаменки и Домоткани, а также 37-й армией в районе юго-восточнее Кре¬менчуга.
Мощнейший оборонительный рубеж вермахта оказался под угрозой проры¬ва. Стремясь сбросить красноармейцев в Днепр, немецкое командование бро¬сило в бой почти всю наличную авиа¬цию. На поле боя, помимо "хеншелей", "восемьдесят седьмых" и ударных "фок-керов", отмечалась "работа" с низких высот и с бреющего полета двухмотор¬ных бомбардировщиков Ju88 и Не 111, которые обстреливали и бомбили бое¬вые порядки советских частей. Почти как ВВС КА в первые месяцы войны, но в условиях более благоприятных для боевого применения, так как перепра¬вившиеся советские части поначалу не имели сильного зенитного и истреби¬тельного прикрытия. С усилением со¬ветской ПВО от подобных действий немцам пришлось вскоре отказаться, но потери штурмовых авиагрупп продол¬жали расти и к концу года достигли уг-
рожающих размеров...
Проанализировав опыт боевого при¬менения авиации непосредственной под¬держки войск в летних боях, генераль¬ный штаб люфтваффе в сентябре 1943 г. сделал вывод о необходимости цент¬рализации управления боевыми сила¬ми авиации поля боя. С этой целью было решено создать инспекцию штурмовой авиации, которой подчинить все груп¬пы пикирующих бомбардировщиков, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардиров¬щиков, а также все отдельные проти¬вотанковые эскадрильи.
9 сентября командующим штурмовой авиацией был назначен оберст-лейте-нант Э.Купфер.

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Санто рикуса




Рапорт N: 1627
Самолёт: А6М2
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:48. Заголовок: Re:


Согласно распоряжения командую¬щего штурмовой авиацией № 11125/43 от 5 октября 1943 г. все эскадры пики¬ровщиков StGl, StG2, StG3 и StG77 были переименованы, соответственно, в SGI, SG2, SG3 и SG77, a I./StG5 - в I./SG5. 1-я и 2-я эскадры непосред¬ственной поддержки войск Sch.Gl и Sch.G2, а также 10-я эскадра скорост¬ных бомбардировщиков SKGI0 расфор¬мировались, и на их основе формиро¬вались две новые штурмовые эскадры SG4 и SG10. Все отдельные противо¬танковые эскадрильи на Hsl29B были сведены в одну 4-ю противотанковую группу 9-й штурмовой эскадры -IV.(Pz.)/SG9.
Из состава SG2 была выведена и за¬тем расформирована 2-я группа, кото¬рая понесла перед этим большие поте¬ри. На ее основе были сформированы противотанковые эскадрильи 10.(Pz)/ SG3 и 10.(Pz)/SG77, вооруженные Ju87G. Взамен в состав SG2 была вве¬дена 2-я группа из Sch.Gl на Fwl90F и Hsl23A.
Одновременно с переформировани¬ем началось перевооружение эскадр штурмовыми вариантами Fwl90F и пе¬реучивание пилотов на новую машину.
Несмотря на низкие противотанко¬вые свойства "хеншелей", их выпуск наращивался, и к осени 43-го на вос¬точном фронте воевало уже шесть эс¬кадрилий Hsl29B. Благодаря поставкам с завода общая численность штурмови¬ков Hsl29B в противотанковых эскад¬рильях постоянно держалась на уровне 50-60 машин.
В октябре 1943 г. завершились ис¬пытания опытного Hsl29B-2 (зав. № 0280), оснащенного противотанковой пушкой ВК3.7 в подвесном подфюзе-ляжном контейнере (боекомплект 12 снарядов) - так называемый "рустзатц" 3. Пушки MG151/20 в этом варианте снимались.
Пилотирование штурмовика с пуш¬кой ВК3.7 в сравнении с машинами со стандартным составом вооружения ус¬ложнилось еще более. Из-за сильной отдачи ВК3.7 при стрельбе в воздухе и специфики размещения их на машине, Hsl29B-2/R3 испытывал сильный пи¬кирующий момент и возникала раскач¬ка самолета в продольной плоскости. По показаниям пленных немецких летчи¬ков управление HsI29B-2/R3 оказалось настолько трудным, что точное прице¬ливание и удерживание линии визиро
вания на цели во время стрельбы стало почти невозможным. Прицельным мог быть только первый выстрел. Пикиро¬вание под углом 30 фактически было невыполнимым.
Анализ схемы бронирования советс¬кого среднего танка Т-34-76 и возмож¬ностей немецкой пушки ВК 3.7 пока¬зывает, что при углах планирования Hsl29B-2/R3 около 20" подкалиберный снаряд к пушке мог пробить 52 мм бро¬ню башни "тридцатьчетверки" только при стрельбе с дистанции не более 300 м, а бортовую 40-мм броню - 600 м. Однако время ведения эффективной стрельбы составляло 2,8 сек при стрель¬бе по башне и 7 сек при стрельбе в борт (минимально допустимая высота для маневра на выводе 25-20 м). То есть "эффективным" при поражении башни мог быть лишь один снаряд, а при по¬ражении борта - максимум три снаря¬да...
Поражение танка Т-34-85 было воз¬можным только с пикирования под уг¬лом 10-20° в случае попадания снаряда в заднюю часть башни (толщина брони 52 мм) с дистанций до 400 м и в борт танка (толщина брони 45 мм) с дис¬танции до 500 м. Но площадь этих ча¬стей танка была небольшой.
Надмоторная броня и броня крыши башни советских "тридцатьчетверок" поражалась подкалиберным снарядом к пушке ВК 3.7 при стрельбе с 300 м толь¬ко при углах пикирования не менее 30". Однако пилотирование Hsl29B-2/R3, прицеливание и стрельба из пушки на таких углах-было исключительно слож¬ным делом. При меньших углах пики¬рования стрельба с любых дистанций давала рикошеты.
Оценки показывают, что в реальных боевых условиях пилот Hsl29B-2/R3 с пушкой ВК 3.7 мог обеспечить вероят¬ность поражения среднего советского танка Т-34-76 в одном заходе при стрельбе подкалиберными снарядами (атака сбоку, угол планирования около 20", дистанция открытия огня 300-400 м) в самом лучшем случае не выше 0,01. То есть для гарантированного выведе¬ния из строя на поле боя одной "трид¬цатьчетверки" командованию люфтваф¬фе необходимо было выделять свыше пяти десятков Hsl29B-2/R3.
В результате Hsl29B-2/R3 с пуш¬кой ВК 3.7 в крупную серию не запус¬кался. По имеющимся данным было по¬строено около 10-12 таких штурмови¬ков, но ни один из них на фронт не попал.
Отметим, что при оценке противо¬танковых возможностей люфтваффе не¬обходимо учитывать весьма ограничен¬ные возможности немецкой промышлен¬ности по производству подкалиберных снарядов всех типов (главным образом, из-за недостатка вольфрама и молиб¬дена) и снабжению ими боевых авиа¬групп. Легирующих материалов в Гер¬мании не хватало даже для изготовле¬ния танковой брони. Поэтому говорить о массовом производстве подкалибер¬ных бронебойных авиационных снаря¬дов и, соответственно, о массовом их боевом применении на поле боя, в срав¬нении с тем эффектом, который давали
подкалиберные бронебойные снаряды больших калибров (орудия ПТО, про¬тивотанковых СУ, танков и САУ), ви¬димо, все же не правомерно.
Как известно, несмотря на наличие крупных месторождений никеля, воль¬фрама и молибдена, в СССР подкали¬берные бронебойные снаряды к 37-мм и 45-мм авиационным пушкам серийно не производились (хотя и были отрабо¬таны опытные образцы) - предпочте¬ние было отдано обеспечению необхо¬димыми материалами производства под¬калиберных снарядов для танковых пу¬шек и орудий ПТО. При этом в войс¬ках Красной Армии подкалиберные сна¬ряды выдавались командирам орудий истребительно-противотанковых полков только под личную ответственность и на счет, а утрата хотя бы одного снаря¬да грозила последним, суровым нака¬занием - вплоть до разжалования в ря¬довые...
В августе 1944 г. на полигоне в Тар-невиц был испытан новый вариант бро¬нированного "хеншеля" - Hsl29B-3/Wa. На вооружении последнего стояла 75-мм противотанковая пушка ВК 7.5 (бо¬езапас 12 снарядов в барабанном мага¬зине). Пушки MG151/20 в этом вари¬анте снимались, но пулеметы MG17 оставались (использовались для при¬стрелки).
Пушка ВК 7.5 представляла собой авиационную модификацию полевой противотанковой пушки РАК 40. Для нее был разработан новый лафет, об¬легченный дульный тормоз, автомат за¬ряжания и барабанный механизм на 12 снарядов. Масса всей установки на са¬молете составляла около 450 кг. Кон¬струкцией предусматривался аварийный сброс контейнера вместе с пушкой.
Одного попадания бронебойного сна¬ряда пушки ВК 7.5 было достаточно, чтобы вывести из строя любой советс¬кий танк. Во время полигонных испы¬таний снаряды устойчиво пробивали броню башен не только "тридцатьчет¬верок", но и тяжелого танка ИС-2. Счи¬талось, что новый штурмовик в боевых условиях будет способен успешно по¬ражать советские танки всех типов с дистанции стрельбы порядка 1000 м. В этой связи на штурмовик вместо кол-лиматорного прицела Revi С 12/С ус¬тановили телескопический ZFR ЗВ.
Испытательные полеты показали, что Hsl29B-3/Wa едва держится в возду¬хе, а максимальная скорость не превы¬шает 250 км/ч. Наличие большого об¬текателя пушки сильно снижало путе¬вую устойчивость штурмовика. В срав¬нении с предыдущими вариантами пи¬лотирование нового "хеншеля" услож¬нилось еще более. Поскольку ствол пушки находился примерно на один метр ниже продольной оси, проходящей через центр тяжести самолета, то вслед¬ствие большой отдачи пушки при стрельбе в воздухе возникал сильный пикирующий момент, и появлялась рас¬качка машины в продольной плоскости. Введение поправок в прицеливание пос¬ле каждого выстрела было делом очень трудным, поэтому прицельным мог быть только один выстрел - первый.
Несмотря на столь плачевные результаты испытаний, было решено запус¬тить новый штурмовик в серийное про¬изводство. Самолет получил грозное на¬звание "Buchsenoffner" - "Консервный нож"...
В течение июля-октября 1944 г. нем¬цы сумели выпустить примерно 25 са¬молетов этого типа, которые приняли, надо сказать, без особого успеха учас¬тие в боевых действиях на Восточном фронте. Имеются сведения, что в кон¬це октября первые серийные Hsl29B-З/Wa поступили в 13.(Pz)/SG9. Не¬сколько позже новые "хеншели" посту¬пили и в 12.<Pz)/SG.9, но в связи с тем, что 12-я эскадрилья 1 января 1945 г. была пересажена на "фокке-вульфы", "консервные ножи" были переданы в 10. и 14.(Pz)/SG9.
Кроме пушечного вооружения на Hsl29B испытывалось и различное дру¬гое противотанковое вооружение, вклю¬чая 210-мм снаряды Wfr.Gr.21 и 280-мм снаряды Wfr.Gr.28, 70-мм и 55-мм ракетные снаряды "Panzerblitz-1 и 2" и даже огнемет "Gero", но все неудачно.
Прекращение в сентябре 1944 г. се¬рийного выпуска Hsl29 привело к тому, что к весне 1945 г. на "хеншелях" ле¬тали только две эскадрильи (штабная и 10-я) - 13-я и 14-я из-за потерь были расформированы.
Летом 1944 г. был прекращен и се¬рийный выпуск всех вариантов Ju87, так что к осени в люфтваффе сохранилась только одна группа III./SG2, еще ле¬тавшая на Ju87D днем, а также две про¬тивотанковые эскадрильи на Ju87G -10.(Pz)/SG2 и 10.(Pz)/SG77. Оставши¬еся боеспособные Ju87 перешли в раз¬ряд "ночных" штурмовиков. IV.(Pz)/ SG9 продолжала летать на бронирован¬ных "хеншелях". Все остальные штур¬мовые авиагруппы имели на вооруже¬нии Fwl90F.
Надо признать, ставка люфтваффе на ударные варианты "сто девяносто¬го" не оправдалась. Все штурмовые ва¬рианты "фокке-вульфа" оказались все же неэффективными в бою.
Плохой обзор вперед-вниз и отсут¬ствие нормального бомбардировочного прицела не позволяли точно бомбить, а возросший полетный вес и ухудшенная аэродинамика (даже без бомб) - на рав¬ных противостоять советским истреби¬телям.
Расчеты показывают (использова¬лись все имеющиеся в распоряжении авторов данные по испытаниям моди¬фикаций Fwl90F - НИИ ВВС КА, ЛИИ НКАП и английские), что максималь¬ная скорость Fwl90F на малых и пре¬дельно малых высотах с бомбовой на¬грузкой практически должна была быть около 403 км/ч (а не 480 км/ч, как ут¬верждается в ряде зарубежных и оте¬чественных публикациях). То есть при¬мерно совпадала с максимальной ско¬ростью полета одноместного Ил-2 АМ-38 без PC и с 400 кг бомб на внутрен¬ней подвеске и примерно на 50-70 км/ ч была меньше, чем у Ил-10 АМ-42 без PC и с наружной подвеской 2-х ФАБ-250.
Последнее, в сочетании с явно недо¬статочным бронированием (защиту, примерно равную защите советского
Ил-2, немецкая гомогенная броня мог¬ла обеспечить лишь при суммарном весе бронедеталей на самолете в 1000-1200 кг), определяло и большие потери Fwl90F от наземного огня.
Летчик спереди-снизу в секторе при¬мерно 20°, а также с боков не был за¬щищен даже от пуль нормального ка¬либра и лишь частично защищался бен¬зобаками - снизу и с боков. Снизу и снизу-сзади летчик не имел защиты от пуль калибра 12,7 мм. Угловая защи¬щенность летчика сзади также весьма незначительна: туловище - в пределах ± 15-20" в горизонтальной плоскости, голова и плечи защищены только по по¬лету.
Утверждения авторов некоторых пуб¬ликаций о том, что лобовое бронестек¬ло фонаря кабины пилота Fwl90 в ти¬повых условиях боев того времени вы¬держивало попадания пуль калибра 12,7 мм, на самом деле действительности не соответствует. Как показали полигон¬ные испытания, немецкое бронестекло толщиной 60 мм выдерживало удар пули нормального калибра с дистанции 100 м только под углами к нормали не ме¬нее 40°, не говоря уже о крупнокали¬берных пулях к пулемету УБ...
Слабой была защита маслорадиато-ра, кольцевого маслобака и вентилято¬ра, автоматически регулирующего тем¬пературу головок цилиндров мотора и
масла, при обстреле пулями нормаль¬ного калибра спереди снизу, сверху и сбоку. Их поражение с высокой веро¬ятностью приводило к выходу из строя мотора, то есть главное преимущество мотора воздушного охлаждения теряло смысл.
В рекомендациях летчикам строевых частей по ведению воздушного боя с "фокке-вульфами" в качестве наиболее уязвимых мест немецкой машины ука¬зывались: кабина пилота, протектиро-ванные, но не имеющие бронирования бензобаки и вентилятор.
Так, в книге "Тактика истребитель¬ной авиации", изданной Управлением ВВС К А в 1943 г., отмечалось: "Уязви¬мой является передняя часть капо¬та мотора, где расположены масло¬бак и маслорадиатор. В передней же
подающий воздух для принудительно¬го охлаждения мотора. Вывод из строя маслосистемы или вентилято¬ра неизбежно приводит к сгоранию или заклинению мотора".
Единственное спасение "фокке-вуль-фов" от огня зенитных средств и ис¬требителей Красной Армии могло быть только за счет использования хороших разгонных характеристик машины на снижении. Что, собственно говоря, нем¬цы и делали.
Собственно говоря, немцы на Fwl90F вынуждены были прибегать к тактике действий с бреющего полета, от кото¬рой в силу известных причин штурмо¬вики Ил-2 отказались с весны 1942 г. И это при условии, что Ил-2 был луч-
ше бронирован, располагал большим арсеналом средств поражения, имел лучшие маневренные характеристики у земли и примерно одинаковую с не¬мецкими штурмовиками скорость по¬лета.
Всякие басни об успехе4 топмачто-вого способа бомбометания по танкам не выдерживают никакой критики. Прежде всего, размеры морских целей намного превышали размеры танков, что позволяло уверенно поражать ко¬рабли. Кроме того, корабли были прак¬тически неманеврирующей целью, что нельзя сказать о танках. Топмачтовое бомбометание, как правило, осуществ¬лялось в тех случаях, когда море было спокойным (в штиль). Водная поверх¬ность для авиабомб была абсолютно не¬сжимаемой и обладала стабильными рикошетирующими свойствами. На суше подстилающая поверхность в большинстве случаев не была гладкой и имела неравномерную плотность, что давало совершенно непредсказуемые рикошетирующие эффекты.
Применительно к сложившимся ус¬ловиям боевого применения Fwl90F в завершающий период войны вероят¬ность боевого успеха одиночного "фок-кера" в одном боевом вылете при по¬ражении советской техники составля¬ла: легких танков всех типов - около 0,05, бронемашины - 0,16, автомаши¬ны - 0,24, артиллерия на позиции -0,08, переправы (наплавной мост типа ТПМ) -0,006.
Учитывая резкое увеличение плот¬ности войск Красной Армии в насту¬пательных операциях завершающего периода войны (до 60-70 танков и САУ и 200-250 орудий и минометов на 1 км фронта), пилоты штурмовой авиации люфтваффе в типовых условиях боев при отражении атаки советских войск при самом лучшем раскладе могли уничтожить не более 0,5-0,6% целей на поле боя. Очевидно, что такая эф¬фективность действий немецких штур¬мовиков совершенно не обеспечивала устойчивость обороны войск вермахта. Красная Армия вышла на оперативный простор, и теперь "положительная об¬ратная связь" работала на красноармей¬цев в полную силу - солдаты вермахта несли потери значительно большие, чем советские войска, а немецкому ко¬мандованию не удавалось парировать удары своего противника...
Отметим, что на снижение эффек¬тивности непосредственной авиацион¬ной поддержки войск вермахта сильно повлияло завоевание ВВС Красной Ар¬мии с лета 1943 г. стратегического гос¬подства в воздухе, в результате чего штурмовики люфтваффе утратили вся¬кую инициативу действий в воздухе над полем боя.
Таким образом, весь ход боевых дей¬ствий на восточном фронте показыва¬ет, что люфтваффе ни к началу вой¬ны, ни в течение войны не имели не только хорошего противотанкового са¬молета, но и приличной штурмовой машины для действий на поле боя. Немецкая концепция построения бое¬вых сил авиации непосредственной поддержки войск в условиях затяжной войны "по науке" оказалась не состоя¬тельной...

(Окончание следует)


Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Санто рикуса




Рапорт N: 1628
Самолёт: А6М2
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.07 14:59. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100