История авиации
История авиации
Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.05 13:41. Заголовок: Туполев Ту-14


Господа, предлагаю вашему вниманию одну историю, восстановленную по рассказам участников событий и благодаря и-нету. Хотелось бы получить комментарии и, если возможно, кому-то известны другие подробности. Или другая версия событий? Заранее извиняюсь за стиль, статья предназначалась для издания, рассчитанного на широкую публику.

С уважением -- А.Давыдов, Иркутск
*************************************

Звезды, смытые кровью //


Куда подевались звезды с фюзеляжей советских самолетов? В войну они были, сразу после войны -- были, а потом вдруг исчезли...

Вопрос этот, на первый взгляд праздный и пустячный, на самом деле скрывает за собой одну трагическую историю полувековой давности. Она пусть косвенно, но имеет отношение к городу Иркутску. За период с 1951 по 1953 год Иркутский авиазавод, по данным МАП СССР, построил 147 торпедоносцев Ту-14 для авиации Военно-морского флота. Примерно треть из них базировалась под Владивостоком, составляя главную ударную силу противокорабельной авиации Тихоокеанского флота.

В последний полет //

Декабрь 1954 года. Аэродром Кневичи, 49-й минно-торпедный авиационный полк (МТАП).

Разгар полетного дня. Морозный воздух наполнен реактивным шумом и керосиновой гарью. Пятнистые Ту-14 взлетают и садятся, катятся по рулежным дорожкам аэродрома. Где-то, снижая обороты, урчат двигатели вернувшегося из полета торпедоносца, где-то с режущим грохотом выруливает со стоянки другой.

Экипаж лейтенанта Мужжевлева занимает места в кабинах своего Ту-14. Руководитель полетов дает добро на вылет. Самолет, вздрагивая на стыках плит, выкатывается по бетонной рулежке на старт. Замирает перед разбегом, двигатели выходят на максимальные обороты. Торпедоносец трогается с места и, словно нехотя, разгоняется. В самом конце взлетной полосы он отрывается от земли и плавно уходит в небо. Начался обычный полет «по маршруту». Новенький самолет, молодой экипаж, отличное настроение, чудесная погода...

Через несколько минут после взлета самолет засекают радары береговой противовоздушной обороны. По каким-то причинам радиоопознание «свой — чужой» не проходит. На перехват неизвестной цели поднимаются истребители с аэродрома, где базировался тогда 535-й истребительный авиаполк.

Начало 50-х годов — разгар холодной войны. Это время, когда американские самолеты-разведчики ежедневно выходили на облет границ Советского Союза. Их встречали наши истребители. Обычно такие встречи заканчивались мирно, но иногда нервы пилотов не выдерживали. Наши сбивали американцев, американцы сбивали наших. Поскольку все это происходило, как правило, над морем, широкой огласки воздушные инциденты не получали. Но готовность открыть огонь была у летчиков стопроцентная.

Точно нарушитель! //

...Пара МиГов-15 быстро вышла на цель. Летчик ведущего истребителя капитан Бышев увидел на фоне земли странный двухдвигательный реактивный самолет. Камуфляжная окраска незнакомца мешала разглядеть его более внимательно. Бышев повел свою пару на сближение с целью. На фюзеляже неизвестного самолета смутно просматривался опознавательный знак, очень похожий на американский... Поддавшись первому впечатлению, летчик-истребитель идентифицирует самолет как «Канберру» ВВС США, и дальнейшие сомнения рассеиваются. Перед ним — нарушитель. Что с ним делать? Принудить к посадке или уничтожить?

Стрелок-радист Ту-14 из своей кабины заметил приближающиеся МиГи и доложил об этом командиру экипажа. Судя по всему, лейтенант Мужжевлев воспринял это сообщение абсолютно спокойно. Не исключено, что он попытался связаться с истребителями, но те почему-то не отвечали.

Встречи в воздухе военных самолетов — дело обычное, при этом каждый выполняет свое задание. К примеру, отрабатывает фотострельбу по воздушной цели. Это упражнение практически ничем не отличается от боевой стрельбы, только вместо пушек работает специальный фотоаппарат. О меткости попаданий можно судить, просмотрев отснятую пленку.

Наблюдая истребители на боевом курсе, стрелок торпедоносца отслеживает приближающиеся самолеты через прицел своей пушечной установки. Стволы пушек «ведут» цель. Фотоаппарат бесстрастно фиксирует на пленку приближающиеся МиГи...

Пилот истребителя, в свою очередь, видит, что на нарушителе зашевелились пушки. Дистанция между самолетами быстро сокращалась. Капитан Бышев не стал дожидаться, пока «Канберра» (теперь в этом не было никаких сомнений!) первой откроет огонь. Палец вдавил гашетку, истребитель содрогнулся от залпа. Снаряды кучно легли в правый двигатель торпедоносца. Полыхнул взрыв, в следующий момент Ту-14 развалился в воздухе на куски. Все три человека его экипажа погибли.

Выполнив боевую задачу, истребители вернулись на аэродром. Но радостное возбуждение от только что сбитой «Канберры» быстро сменилось шоком. Сначала соседний минно-торпедный авиаполк сообщил о потере самолета. Потом прояснились все детали произошедшего «воздушного боя». Стало ясно, что вместо нарушителя границы МиГи в упор расстреляли своих соседей-моряков...

Секреты от своих //

Увы, пилоты противовоздушной обороны ни разу в жизни не видели самолета Ту-14, хотя аэродромы истребителей и торпедоносцев находились совсем недалеко друг от друга, буквально в нескольких километрах! Их боевые курсы до рокового декабрьского дня 1954 года никогда не пересекались, да и поступление новых реактивных самолетов на аэродром Кневичи держалось под большим секретом. Секрет, как это часто бывало, оказался только от своих, потому что американцы прекрасно знали «в лицо» Ту-14.

Почему не сработала система радиоопознания? Почему переговоры истребителей и торпедоносца велись на разных частотах и летчики просто не слышали в эфире друг друга? Эти вопросы, видимо, так и останутся без ответа. Одно несомненно: опознавательную звезду на камуфлированном фюзеляже Ту-14 пилот МиГа ошибочно принял за американскую. А присматриваться, находясь под прицелом пушек неизвестного самолета, у капитана Бышева не хватило ни времени, ни нервов.

После этого случая летчиков ПВО привезли на аэродром Кневичи. Провели показ техники. Несколько позже самолеты 49-го МТАП совершили демонстрационные полеты над аэродромами истребителей, чтобы соседи получше пригляделись к торпедоносцам.

Но самое большое эхо той трагедии прилетело из Москвы в виде приказа об отмене боковых опознавательных знаков. Звезда на киле увеличилась в размере, а с фюзеляжа исчезла навсегда. На всех самолетах. Во всех Военно-воздушных силах и в авиации флота СССР...

P.S. Картина воздушного боя воссоздана на основе анализа различных описаний инцидента, а также летно-технических характеристик самолетов Ту-14 и МиГ-15.

В одном из найденных в Интернете документов говорится, что сбивший Ту-14 летчик вскоре сам погиб, не справившись с пилотированием самолета в сложных метеоусловиях.










Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.05 16:47. Заголовок:


andrew1965 пишет:
цитата
Пилот истребителя, в свою очередь, видит, что на нарушителе зашевелились пушки.
-
- откуда на «канбере» оборонительные пушки?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.05 17:44. Заголовок:


vova пишет:
цитата
- откуда на «канбере» оборонительные пушки?


с переляку еще и не то увидишь.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.05 13:43. Заголовок:


Насколько мне известно, в ту пору летчики знакомились с самолетами вероятного противника больше по рисункам и черно-белым фотографиям. Реже -- по фильмам, причем очень плохого качества. В ходу были также текстовые описания вроде «моноплан, два двигателя, расположенные по обе стороны фюзеляжа...» и т.д. Имея такие глубокие познания, можно спутать «Ан-2» с «По-2», что неоднократно делали отечественные киношники, снимая фильмы про войну.

А убедив себя, что это -- «Канберра», проще поверить, что на ней установили пушки, чем в то, что это вообще другой самолет. И тем более -- свой... Мне кажется, в психологические тонкости того боя лучше не вникать, ведь, как известно, «каждый мнит себя стратегом». Вспомните свои первые детские драки.

Вообще, Ту-14 оставил заметный след в истории отечественной морской авиации; еще живы те, кто летал на этих самолетах и обслуживал их. Хотелось бы узнать что-нибудь еще об этих машинах.

А.Давыдов



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.05 04:04. Заголовок:


Для andrew1965: Здравствуйте,Андрей!
Не знаю правда так вас зовут по имени? Эту историю про сбитие Ту-14 я слышал давно ещё в начале 90-х годов от лётчиков 535-го ИАП, однополчан Петра Бывшева(а не Бышева). По сути всё верно: во-первых лётчики 32-й ИАД, куда и входил 535-й ИАП не видели в «живую» данный тип самолёта; во-торых обстановка на границах Приморья в то время была очень напряжённая - американцы просто терроризировали наше ПВО постоянными пролётами возле границ, часто её намеренно нарушая и полёт новых Ту-14, да ещё без оповещения - это типичное приступная наша разгильдяйство, по принципу «авось сойдёт»; и в-третьих - почему на Ту-14 не работал ответчик «свой-чужой» до сих пор не понятно? Ведь, по рассказу ветеранов 535-го ИАП, Бывшев атаковал именно тот самолёт, у которого не было ответчика «свой-чужой» - он понял так, что к группе наших самолётов пристроился иностранный самолёт-разведчик с целью проникнуть под прикрытием наших самолётов в район их базирования и по всем правилам атаковал его.
Кроме того, видимо здесь ещё негативную роль сыграло разное подчинение разным родам авиации, когда командование ВМС ТОФ осуществляло свои задачи не поставив в известность части ПВО об этом, что в конечном итоге и привело к такому печальному итогу.
- А Пётр Бывшем действительно погиб через год , когда его во время боевого дежурства вновь поднимали на нарушителя в плохую погоду он разбился, но не помню, то ли при взлёте, то ли при посадке.
- У меня также к Вам вопрос,Аедрей : а Вы откуда подчерпнули данную информацию? Насколько мне известно, это мне принадлежит первенство в сообщении о данном инциденте в одной из моих работ, а позже в «Авиации и Космонавтике» в работе по Ту-14 развили эту тему и дали подробности по полку из которого был этот сбитый своими Ту-14.
Надеюсь на Ваш ответ на E-mail: siah@yandex.ru
С уважением Игорь!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.05 13:16. Заголовок:


Для siah@yandex.ru:

Здравствуйте, Игорь!

Мой отец был начальником группы вооружения в упомянутом 49-м МТАП ТОФ. Он был знаком с летчиком Мужжевлевым, тем самым командиром Ту-14. Отец как-то рассказал эту историю, я занялся поиском -- все «срослось». Среди просмотренных в и-нете документов я нашел фамилию «Бышев». Видимо, при перепечатках буква потерялась. Примечательно, что в найденных статьях более-менее подробно рассказано о пилоте МиГа (возможно и даже наверняка на основе Ваших публикаций). Но я нигде ничего не нашел об экипаже сбитого Ту-14. Отец вспомнил только фамилию командира -- уже что-то.

К сожалению, быстрый поиск информации возможен только через интернет. А обстоятельно перелистать подшивку журналов, да еще не зная, есть ли там нужные сведения -- непозволительная роскошь. Я никоим образом не претендую на первенство, просто хотелось рассказать о таком интересном, на мой взгляд, факте. Выставив статью на форум, я хотел узнать подробности, а главное, удостовериться, что именно ЭТОТ инцидент привел к исчезновению звезд с фюзеляжей.

Большое спасибо за Ваш отклик!

С уважением -- Андрей Давыдов

P.S. К сожалению, сейчас работаю с чужой машины, поэтому не могу немедленно отослать сообщение на Ваш электроный ящик.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.05 13:23. Заголовок:


Для siah@yandex.ru:

Небольшое дополнение: вот еще одна статья, на сей раз по испытаниям ядерного оружия с Ту-16. Возможно, будет интересно. Вот ссылка:

http://pressa.irk.ru/index.php?id=3&n=300&p=7346

Андрей Д.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.06 05:48. Заголовок: Сравнение с Ил-28


Наткнулся на интересное сравнение:

Ил-28 - очень хорошая машина, и у меня был случай сравнить ее с другим «аналогом». Пришлось мне Ту-14 «наблюдать». Как-то на учениях сели мы на аэродром Саки (у него полоса прямо в море выходила). С него летчики морской авиации летали, и мы во время этих учений с ними базировались. Они на Ту-14, мы на Ил-28.
Мое мнение: Ту-14 - очень уродливый самолет. Несуразный. Ничего в нем не стыковалось. Крылья совершенно «не подходили» к фюзеляжу, а хвост вообще взяли и присобачили прямо с американского В-17. Полное впечатление, что взяли поршневой самолет и приделали к нему реактивные двигатели. Мне говорили, что это была реактивная переделка Ту-2. Странно, Ту-2 очень «гармоничная» и элегантная машина, а Ту-14 – «каракатица». Летал Ту-14 точно так же как и выглядел – отвратительно. У меня (да и у остальных летчиков нашего полка) всегда было впечатление, что Ту-14 для разбега не хватает полосы, взлетал он с самого конца. Разбегался долго и тяжеловесно, двигатели ревут, и бежит, и бежит... Мы когда этот взлет впервые увидели, подумали: «Ну, … сейчас в море будет», а уж как этот Ту-14 морские летчики материли! О-го-го! Он никакого сравнения с Ил-28 не выдерживал, наша машина была на порядок, а то и два, лучше.

Из воспоминаний Пунева Тимофея Пантелеевича, полный текст здесь: http://www.airforce.ru/history/punev/index.htm




Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.08 14:10. Заголовок: andrew1965 пишет: П..


andrew1965 пишет:

 цитата:
Полное впечатление, что взяли поршневой самолет и приделали к нему реактивные двигатели. Мне говорили, что это была реактивная переделка Ту-2.


Реактивная переделка Ту-2 называлась Ту-12. Ту-14 совсем другое. Удивляюсь, как их можно спутать, учитывая разницу в размерах ( по массе ~ в 2 раза).

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить



Рапорт N: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.08 20:23. Заголовок: Gambirald пишет: Уд..


Gambirald пишет:

 цитата:
Удивляюсь, как их можно спутать,


Спутать тяжело, не спорю. Но, повторюсь, то была цитата, и есть ссылка. Хотя по многим аэродинамическим признакам Ту-14 далеко не избавлен от признаков "поршенвого прошлого". Взять хотя бы форму киля. Кроме того, там были другие весьма удивительные сочетания: например, гидравлический привод пушечных установок и одновременно -- прицел для топ-мачтового бомбометания...

Спасибо: 0 
Личное дело Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100